УЧАСТИЕ РОССИЙСКИХ КАФЕДР ЮНЕСКО В ПРОГРАММЕ "ПОРОДНЕННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ" (UNITWIN/UNESCO CHAIRS)

Отправлено 30 мар. 2012 г., 2:50 пользователем Валентина Сергеевна Бабякина   [ обновлено 30 мар. 2012 г., 4:16 ]
         Юбилейная дата – Программе «УНИТВИН/ Кафедры ЮНЕСКО» двадцать лет – хороший повод для того, чтобы вспомнить о первоначальных замыслах, идеях, принципах, закладывавшихся при ее создании, еще раз обратиться к тому, что удалось сделать за эти годы, конечно, прежде всего в России.
         Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки, культуры и коммуникаций ЮНЕСКО, как известно, в первую очередь ориентирована на создание условий, обеспечивающих «интеллектуальную и нравственную солидарность человечества». Преамбула Устава ЮНЕСКО констатирует, что «мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира». В качестве же наилучшего средства формирования нового сознания ЮНЕСКО рассматривает широкое гуманитарное сотрудничество стран-членов ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития, сохранения мира, окружающей среды, образования и других сфер человеческой деятельности в рамках компетенций самой Организации. Отвечая этим высоким идеалам и предлагая конкретные направления и формы работы и взаимодействия, Программа «УНИТВИН», если расшифровать аббревиатуру – «породнение университетов через создание университетских сетей» или же, если коротко, «породненные университеты» – приобрела сразу же после принятия в 1992 году широкий отклик именно в университетской среде. Учитывая же особенности организации образования и науки в Российской федерации, следует говорить о широком распространении Программы в целом в вузовской и академической среде.
         Новая Россия с самого начала подключилась к реализации Программы. Первая кафедра ЮНЕСКО «Журналистика и массовые коммуникации» возникла на факультете журналистики МГУ уже в декабре 1993 года. Затем число кафедр стало постепенно увеличиваться и к концу 90 – гг. их уже насчитывалось более 30. Рост престижа кафедр ЮНЕСКО в нашей стране обусловливался с самого начала жесткими критериями отбора претендентов, привлечением наиболее авторитетных исследователей, конкретными международными проектами, ориентацией кафедр на самые актуальные проблемы экологии, социального развития, демографии, миграции, массовых коммуникаций, сохранения национальных культур, искусства и, пожалуй, прежде всего, образования, подготовки специалистов.
         Расширение числа кафедр ЮНЕСКО в России, их географии подчеркивали необходимость углубления взаимодействия: на многочисленных межкафедральных встречах, конференциях все настойчивее звучала мысль о более тесной координации работы. Предложения были внимательно рассмотрены и в апреле 2007г. под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО состоялся первый Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО. Главное внимание в дискуссии на конгрессе, в его материалах было уделено участию российских вузов и научных центров в Программе «УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО», координации деятельности кафедр на ее приоритетных направлениях. И примечательно, что именно в России, где накоплен немалый опыт осуществления кафедрами ЮНЕСКО конкретных международных, региональных проектов и программ, где уже действует почти 60 таких кафедр, межкафедральное сотрудничество на базе совместных проектов и программ различных университетов и научных институтов удалось дополнить работой созданного на первом Всероссийском конгрессе Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО. В работе конгресса принял участие и выступил Председатель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Министр иностранных дел России С.В. Лавров.
         Знакомым с деятельностью ЮНЕСКО специалистам известно, но для широкой аудитории будет не лишним напомнить, что за прошедшее время Программа УНИТВИН/ Кафедры ЮНЕСКО объединила работу около семидесяти межуниверситетских сетей и почти семисот кафедр более чем из 120 стран. В этой работе принимают участие десятки российских кафедр и ассоциаций, объединившихся вокруг реализации отдельных проектов. Достаточно для примера посмотреть информацию о работе Кафедр ЮНЕСКО «Педагогические науки» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), «Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики» Академии «ТИСБИ» (г. Казань), «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования, ряда других, чтобы убедиться на примере кафедр, специализирующихся на образовательных проблемах, вопросах подготовки и переподготовки специалистов, насколько важно, интересно, плодотворно межвузовское, межакадемическое сотрудничество.
         Перечислять же, например, совместные и отдельные проекты, реализуемые по экологической проблематике, вопросам устойчивого развития, непросто только по объему имеющейся и постоянно обновляемой информации. Здесь, может быть, достаточно вспомнить о том, что было представлено участникам заседаний Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации в Нижнем Новгороде и Астрахани. (Соответствующая информация размещалась на сайтах Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО и Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО). Именно большая работа по целевой программе «Возрождение Волги», проекту «Волга - Каспий», международному российско-германскому проекту «Волга – Рейн» дали основание в ходе Второго Всероссийского конгресса кафедр ЮНЕСКО создать на базе кафедры «Экологически безопасное развитие крупного региона – бассейна реки Волга» Нижегородского государственного архитектурно строительного университета открытого стратегического партнерства (Ассоциации) кафедр ЮНЕСКО России экологической направленности. А в Астраханском государственном университете кафедрой ЮНЕСКО «Обучающее общество и социально-устойчивое развитие» аккумулируется работа специалистов многих вузов и научных центров региона, привлекаются ежегодно не только местные и российские бюджетные и внебюджетные источники финансирования, но и средства десятков зарубежных грантов.
         Наша совместная работа как внутри страны, так и с зарубежными партнерами, требует постоянного внимания к своду правил, обязательных для всех, кто хочет быть участником Программы «Породненные университеты». Первое и неукоснительное требование – это доверие к создаваемым в университетах и других научно-образовательных учреждениях кафедрам со стороны компетентных национальных властей стран – членов ЮНЕСКО, неправительственных организаций, работающих в сфере образования, науки, культуры, различных межвузовских структур, университетских сетей, национальных, региональных, международных институтов и организаций. За прошедшие годы сложились механизмы взаимодействия между участниками Программы, опыт обмена достигнутыми результатами, оценки и контроля за работой, которые осуществляются не только штаб – квартирой ЮНЕСКО (что само по себе понятно и естественно), но и коллегами по Программе, ибо непреложным принципом в работе является открытость, широкое, регулярное информирование общественности о своей деятельности.
         Оценка каждого отдельного проекта основывается на таких параметрах, как рациональное и открытое использование интеллектуальных и финансовых ресурсов, разнообразие видов деятельности, влияние на значимые сферы общественной жизни и т.п. Только соблюдая такие требования, можно рассчитывать на поддержку ЮНЕСКО, которая, включая, разумеется, и то, что можно назвать «прямым бюджетным финансированием» со стороны ЮНЕСКО, базируется, главным образом, на принципе: поддерживать, привлекая ресурсы в науку, образование, культуру, в гуманитарное сотрудничество. Именно поэтому на Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации возложена в качестве одной из основных функция экспертизы заявок на открытие новых кафедр, оценки, как представителя профессионального сообщества, деятельности существующих кафедр, отдельных проектов и программ и подготовка соответствующих предложений для рассмотрения Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Создание и деятельность Координационного комитета – это важная составная часть работы в нашей стране по реализации решения Генеральной конференции ЮНЕСКО (161-ая сессия, май 2001 г.), которым было одобрено действие Программы УНИТВИН/ Кафедры ЮНЕСКО, рекомендовано Генеральному директору ЮНЕСКО продлить ее действие. При этом следует иметь в виду, что в решении сессии специально отмечалось, что оно принимается на основе внешней экспертизы, поскольку международное образовательное, научное и культурное сообщество, объединяемое ЮНЕСКО, не только с большим вниманием, но с не меньшей ответственностью относится к реализации данной программы, названной приоритетной.
         Хотелось бы отметить и следующее. Принимая решение о том, чтобы продолжить реализацию наиболее значимых проектов УНИТВИН/ Кафедры ЮНЕСКО, Генеральная конференция ЮНЕСКО обращала внимание на необходимость создания новых субрегиональных, региональных и международных межуниверситетских сетей в областях компетенции ЮНЕСКО и представляющих абсолютные приоритеты Программы – образование для все, вода и экосистемы, этика науки, культурное разнообразие и информация для всех. В продолжение сказанного: на 176-ой сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО (апрель 2007 г.) была принята новая стратегия развития Программы УНИТВИН. В основу стратеги положена идея о двойной функции кафедр ЮНЕСКО и сетей УНИТВИН – «генераторы идей» и «строители мостов» между академическим сообществом, гражданским обществом, местными сообществами и государственными органами. Участникам Программы было рекомендовано соотнести свои планы со Среднесрочной стратегией ЮНЕСКО на 2008 – 2013 гг., изменить географический дисбаланс участников, который по-прежнему существует в пользу северных стран, способствовать трехстороннему сотрудничеству по принципу Север – Юг – Юг, создать региональные или субрегиональные полюсы инноваций и притяжения, сделать более тесным сотрудничество с Университетом ООН.
         Заметным событием в реализации задач, стоящих перед участниками Программы УНИТВИН, стал первый Международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по проблемам устойчивого развития, прошедший именно в России. На конгрессе, организованном в сентябре 2009 г. в Ханты-Мансийске, главным вопросом повестки дня был обмен опытом работы кафедр, специализирующихся на проблематике образования в интересах устойчивого развития, объединение их усилий на реализации совместных международных и межрегиональных проектов. Идея конгресса впервые прозвучала на Всероссийском конгрессе кафедр ЮНЕСКО. Инициированное Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО предложение, было поддержано Штаб - квартирой ЮНЕСКО в Париже и Бюро ЮНЕСКО в Москве. Достоянием участников стал опыт работы кафедр ЮНЕСКО и национальных комиссий по делам ЮНЕСКО Армении, Бразилии, Гватемалы, Испании Казахстана, Киргизстана, Кувейта, Малайзии, Молдовы, Нидерландов, Республики Беларусь, России, Таджикистана, Туркменистана, Шри-Ланка. На конгрессе была принята Декларация, содержащая, в том числе, предложения по активизации широкого международного сотрудничества специалистов по линии кафедр ЮНЕСКО и обращение в Секретариат ЮНЕСКО о целесообразности регулярного проведения обменов мнениями представителей кафедр, участвующих в Программе УНИТВИН и работающих в различных областях образования, науки и культуры.
         Многие из указанных и другие важные вопросы, входящие в компетенцию ЮНЕСКО, регулярно рассматриваются на заседаниях Координационного комитета, проводящихся в соответствии с Положением о Координационном комитете кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации (утверждено на первом Всероссийском конгрессе кафедр ЮНЕСКО РФ с изменениями, внесенными вторым Всероссийском конгрессом в сентябре 2010г.). Заседания Координационного комитета проходят на базе кафедр в различных субъектах Российской Федерации и на них, помимо рассмотрения заявок на открытие новых кафедр, вопросов текущей кафедральной работы, особое внимание уделяется программам и проектам, реализуемым соответствующей кафедрой.
         Особо хотелось бы отметить такое событие, как проведенное впервые (г. Астрахань, сентябрь 2010 г.) заседание Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации с участием представителей Национального совета Ассоциированных школ ЮНЕСКО в России. Дело, конечно, не в совместном заседании, а в том, что накопленный в предыдущие годы опыт работы буквально требовал объединения усилий вузовских, научных и школьных, если так можно выразиться, «активистов юнесковских программ» в России, при реализации многих проектов и программ, представляющих интерес «на стыке» деятельности школа – вуз. Тем более, что и опыт подобного рода совместной работы уже был. Например, кафедра ЮНЕСКО Академии «ТИСБИ» (г. Казань) с 2003 года выполняет функции регионального Координатора Проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Волга». Есть все основания надеяться, что у начавшейся совместной работы школ и вузов по программам ЮНЕСКО будут вполне конкретные результаты.
         Деятельность кафедр ЮНЕСКО России находит хорошую поддержку со стороны руководства ЮНЕСКО. Нельзя не сказать, что в работе второго Всероссийского конгресса кафедр ЮНЕСКО принимала участие Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова. В своем выступлении она обстоятельно проанализировала цели и задачи ЮНЕСКО в настоящее время, высоко оценила работу российских кафедр и прежде всего наш опыт международного, регионального и национального сотрудничества на основе координации межкафедральной работы. Говоря о необходимости поиска новых форм международного взаимодействия, И Бокова обратила внимание на то, что только консолидированными усилиями можно достичь реальных результатов в достижении целей Десятилетия ООН (2005–2014 гг.) по образованию для устойчивого развития, в реализации которых ключевая роль отводится ЮНЕСКО.
         Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова участвовала в работе Международной научной конференции «Гуманистические основы и социальные функции искусства», проводившейся Международной кафедрой ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при Российской академии художеств в сентябре 2011 г. Она выступила на конференции с докладом «Гуманистическая роль искусства».
         Безусловно, даже только касаясь проделанной кафедрами ЮНЕСКО работы, необходимо подчеркнуть: сделано немало, но еще больше интересных и по-настоящему, без преувеличения вдохновляющих идей и проектов. Но, как принято говорить в таких случаях, у нас еще и достаточно проблем, недоработок, просто недостатков. И хорошо, что мы их видим, и у нас добрый настрой на дальнейшую работу, поскольку есть понимание значения того, что мы делаем и – самое главное – кафедры ЮНЕСКО Российской Федерации объединяют сотни, тысячи неординарных, профессиональных и неравнодушных людей.
 
 
 В.К. Егоров – Национальный координатор,
 Председатель Координационного комитета
 Кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации.
Comments