Сообщение без заголовка

Отправлено 26 февр. 2015 г., 21:43 пользователем Vladislav Moiseev

Двойные стандарты в сфере государственной охраны военно-мемориального наследия России: вызовы и пути решения



В.А.Рубин, кандидат исторических наук, доцент

Аннотация

В данной статье автор поднимает тему государственной охраны военно-мемориального наследия в Российской Федерации. В ходе сравнительного анализа двух систем государственной охраны объектов памяти монументального назначения, исследователь приходит к выводу о необходимости выработки единого подхода в охране как объектов культурного наследия, так и иных военных мемориалов, не имеющих статуса объекта культурного наследия.   

In this article, the author raises the issue of state protection war memorial heritage in the Russian Federation. In the comparative analysis of the two systems of state protection of memory monumental purpose, the researcher concludes that the need for a unified approach to the protection of cultural heritage as well as other war memorials, not having the status of a cultural heritage.

Ключевые слова

Государственная охрана, воинские захоронения, военно-мемориальное наследие

State security, military graves, military memorial heritage


Актуальность научной статьи не вызывает сомнения и заключается в следующем:  военно-мемориальное наследие является важнейшим инструментом государственной культурной политики. Объекты памяти позволяют на конкретных примерах осуществлять патриотическое воспитание молодежи и нуждаются в активной пропаганде и сохранении. Гражданская война на Украине показала, что современные радикально настроенные организации активно борются не только с мирным населением, но и с исторической памятью, насаждая собственные идеалы, далекие от принципов гуманизма, объективности и историзма (в последние годы на Украине уничтожены памятные знаки М.И.Кутузову, В.И.Ленину, Ф.Э.Дзержинскому, Екатерины II, советских солдат и офицеров) [1]. По сути своей, эти объекты коллективной памяти не обладают в большинстве случаев художественной ценностью, но их значимость в другом: в современных условиях они являются серьезным инструментом борьбы с фальсификациями отечественной и мировой истории. Грамотная государственная охрана военно-мемориального наследия – залог успешного духовного развития и процветания Российской Федерации.  Однако, проблемы с защитой военных мемориалов существуют не только за рубежом, но и в самой Российской Федерации. 

В современной России сложились две системы государственного учета и охраны военно-мемориального наследия или памятников воинской славы, сформировавшиеся в 1993 и 2002 годах. Их основы наглядно продемонстрированы в таблице № 1 [2; 3].

Таблица № 1


 Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
 Статья 13. Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.




          Преамбула. Федеральный закон регулирует отношения в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.




 Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

 Статья 3. Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники – … мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; 

ансамбли - … некрополи; 

достопримечательные места - … памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей...


К данной таблице № 1  необходимо отметить, что в соответствии со статьей 5  Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.» [4], введено такое понятие как «памятники Великой Отечественной войны». Данной статьей регулируются вопросы их сохранения и реставрации, но не государственной охраны. 

В статье будет осуществлена попытка обозначить проблему, сравнить эффективность двух систем государственной охраны, предложить правовой выход из сложившейся ситуации. Решить задачу научной статьи целесообразно путем сравнения государственной охраны двух условных могил Героев СССР/РФ, одна из которых имеет статус объекта культурного наследия, а другая просто является одиночным воинским захоронением (не имеет статус объекта культурного наследия), а также памятника, посвященного условному Герою СССР/РФ, не имеющего статус объекта культурного наследия и не содержащего прах военнослужащего. 

В настоящее время (2013–2014 годы) появляются различные нормативные правовые акты, поручения высшего руководства страны, решения совещательных органов и общественных объединений, выступления известных руководителей и пр., которые позволяют говорить о проблеме в сфере государственной охраны, сохранения и популяризации  военно-мемориального наследия Российской Федерации. Постараемся сформулиро-вать ее на конкретных примерах.    

Пожалуй, начнем с поручений Президента Российской Федерации по данной тематике. Так, в соответствии с пунктом 24 Протокола заседания РОК «Победа» от 12 июля 2013 г. № 34 [5], органам исполнительной власти субъектов РФ установлено обеспечить проведение в 2013 – 2014 годах паспортизации воинских захоронений. Само поручение четко проводит градацию между объектами, содержащими прах военнослужащих, и объектами памяти, не содержащими праха (последние не подлежат паспортизации).

Следующее поручение Президента РФ от 04.07.2014 г. № Пр-1564 порождает очередное дублирование в сфере государственного учета и охраны военно-мемориального наследия [6]. Текст его звучит следующим образом: «Совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и ООД «Народный фронт «За Россию» обеспечить учет и бесперебойное функционирование на территории Российской Федерации мемориалов «Вечный огонь», посвященных памяти павших в Великой Отечественной войне». «Вечные огни» являются составной частью памятных мест и сооружений, мемориальных комплексов российских регионов и отдельно не учитываются. Вместе с тем, поручением Президента РФ предпринята попытка организовать еще одну систему государственного учета отдельно взятого элемента военного мемориала/объекта монументального искусства.  

Многие руководители самого высокого уровня в публичных выступлениях ссылаются на невозможность оказать воздействие на представителей органов местного самоуправления в целях приведения в надлежащий вид монументов и мемориальных комплексов (например,  директор Росвоенцентра при Правительстве РФ В.В.Фетисов на заседании XX Координационного совета по культуре, г. Калуга, сентябрь 2014 г.). Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии правовых механизмов государственного воздействия на органы местного самоуправления  в сфере охраны и сохранения военных мемориалов (основанием для отказов, как правило, служит бесхозяйное состояние мемориалов ). 

В резолюции XIII Всероссийского съезда органов охраны памятников истории и культуры (г. Брянск, сентябрь 2014 г.) Министерству культуры РФ рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в законодательство в части снижения для памятников воинской славы минимального срока с момента их создания при решении вопроса об их включении в единый государственный Реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации; подготовить разъяснения по вопросам проведения работ по сохранению объектов культурного наследия – памятников воинской славы за счет средств ФЦП «Культура России (2012–2018 гг.)»; органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учесть представленный на съезде опыт Департамента культуры Брянской области в части понуждения органов местного самоуправления  к постановке на учет бесхозяйных памятников воинской славы в порядке статьи 225 Гражданского кодекса РФ [7]. Указанные рекомендации свидетельствуют о четком разделении военно-мемориального наследия России на две части, о необходимости осуществлять государственную охрану воинских захоронений, имеющих статус объектов культурного наследия.

  Следовательно,  в Российской Федерации сформировались две системы государственной охраны единого военно-мемориального наследия, что порождает несогласованность решений различных органов власти и в итоге повышенное внимание к одним объектам (объектам культурного наследия) и полное безразличие к другим (объектам, не имеющим статус объекта культурного наследия). Каждый «тянет» одеяло на себя, не понимая, что военно-мемориальное наследие России едино и необходимо изменить философию управления в данной сфере, что однозначно приведет к большим результатам с точки зрения и сохранения памятников и могил, и патриотического воспитания молодежи.      

Постараемся доказать данное обстоятельство, сравнив эффективность двух систем государственной охраны в отношении де-юре различных объектов военно-мемориальной памяти, но де-факто однотипных мемориалов (таблица № 2) [8]. 

                                                                                                               Таблица № 2

  Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ Закон РФ от 14.01. 1993 № 4292-1Закон РФ от 14.01. 1993 № 4292-1

 Направления государственной политики в сфере учета и охраны, сохранения и популяризации военно-мемориального наследия воинское захоро-нение Героя СССР /РФ, имеющее статус объекта культурного наследия воинское захоронение Героя СССР/РФ (не имеющее статуса объекта культур-ного наследия) памятник, посвя-щенный Герою СССР/РФ (не содержащий прах военнослужащего)
 Государственные целевые программы  разрабатываются (статья. 12) не предусмотрены не предусмотрены
 Ежегодный государственный доклад  разрабатывается ежегодно (статья 12.1) не предусмотрен не предусмотрен
 Единый государственный реестр (учет) ведется Минкультуры РФ (статья 15) ведется обобщенный банк данных «Мемориал» Минобороны РФ (исключение – умершие в мирное время) не предусмотрен
 Паспорт предусмотрен (статья 21) предусмотрен (статья 5), форма паспорта не утверждена, используется устаревшая форма учетной карточки не предусмотрен
 Информационные надписи и обозначения предусмотрены (статья 27) предусмотрен мемориальный знак (статья 5) не предусмотрены
 Государственная историко-культурная экспертиза проводится (статьи 28-32) не предусмотрена не предусмотрены
 Государственная охрана  осуществляется государственным органом охраны объектов культур-ного наследия (статья 33), органами местного самоуправления (статья 9.3) – порядок определен осуществляется органами местного самоуправления (статья 13) – порядок не определен, полномочий субъекта РФ не предусмотрено осуществляется органами местного самоуправления (статья 13) – порядок не определен, полномочий субъекта РФ не предусмотрено
 Особенности государственной охраны государственной охране подлежат все составляющие памятника, включая пьедестал, постамент, ограду и иные элементы памятника (статья 56.2) не предусмотрены не предусмотрены
 Территория устанавливается не предусмотрены не предусмотрены
 Зоны охраны  устанавливаются, порядок определен (статья 34) устанавливаются, порядок не определен (статья 6)  не предусмотрены
 Контроль за состоянием один раз в 5 лет (статья 39) срок не определен срок не определен
 Сохранение 

(благоустройство, восстановление)

 за счет средств собственника, поль-зователя (статья 48) силами организации, имеющей лицензию Минкультуры РФ, порядок определен статьей 45  за счет средств органов местного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, силами любых организаций (статьи 7, 11)   за счет средств органов местного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, силами любых организаций (статьи 7, 11)  
 Административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны Административный штраф от 15 до 200 тысяч рублей на граждан, от 20 до 400 тысяч рублей на должностных лиц, от 200 тысяч до 5 млн. рублей – на юридических лиц (статья 7.13 КоАП РФ) не установлена, несмотря на ссылку в статье 13   не установлена, несмотря на ссылку в статье 13  


    Следовательно, государственный целевые программы разрабатываются только в отношении объектов культурного наследия монументального искусства, которые порой случайно получали такой статус в советское время (в период юбилейных дат). Все остальные военно-мемориальные объекты должны содержаться за счет органов местного самоуправления, которые на эти цели, как правило, не имеют ни кадровой, ни материальной возможности. Единый государственный доклад по закону включает анализ состояния одних могил Героев СССР/РФ (объектов культурного наследия), и совершенно обоснованно не включает другие могилы. Получается благая цель – выяснить состояние воинских мемориалов не достигается госдокладом, поскольку объекты культурного наследия в структуре военно-мемориального наследия занимают небольшой процент. Например, в Оренбургской области объекты культурного наследия монументального искусства занимают всего 12 % от числа всех военных мемориалов [9]. 

Также необходимо отметить, что полноценный учет осуществляется в отношении объектов культурного наследия путем регистрации в едином госреестре  (главное – их территории должны быть размещены в государственном кадастре недвижимости и информационной системе обеспечения градостроительной деятельности), что касается воинских захоронений – то их учет осуществляется устаревшими учетными карточками «советской эпохи» (исполнитель – Минобороны РФ).  

К сожалению, учетные мероприятия юридически не предусмотрены для памятников, посвященных павшим солдатам и офицерам, которые, пожалуй, являются главным ресурсом патриотического воспитания, поскольку расположены на центральных площадях населенных пунктов (в отличие от могил, находящихся на кладбищах). 

Информационные надписи, государственная историко-культурная экспертиза, разработка проектов территории и зон охраны характерно на сегодняшний день для объектов культурного наследия монументального искусства. На иные воинские захоронения данные направления госохраны не распространяются.  

Серьезные санкции предусмотрены в отношении нарушения режимов использования земель в границах территории объектов культурного наследия монументального искусства. Например, нанес моральный вред Вечному огню (граффити, справление нужды, иные противоправные действия) – заплати штраф от 15 до 200 тысяч рублей, сфотографировался в состоянии алкогольного опьянения с памятником, повредив его – заплати штраф до 3 млн. рублей или получи иное суровое наказание в соответствии со статьей 243 УК РФ (да еще потом придется восстанавливать монумент за свой счет). А что грозит правонарушителю или преступнику за те же деяния в отношении воинских памятников и захоронений, не имеющих статус объекта культурного наследия – как правило минимальный штраф до 40 тысяч рублей (ст. 214 УК РФ). Административная ответственность не предусмотрена. Разница ощутимая.       

Конечно, идеализировать систему государственной охраны объектов культурного наследия все-таки не стоит. Например, реставрация монумента – объекта культурного наследия стоит гораздо дороже в отличие от обычного ремонта памятника. Но здесь необходимо заметить, что все решается законодателем – ведь типовые обелиски и стелы, которые необходимо менять раз в 20 лет можно и не включать в предмет государственной охраны. Существует, на мой взгляд, и другой выход – органам государственной власти и местного самоуправления активно развивать реставрационный компонент в строительной отрасли.      

Выход в сложившейся ситуации видится в ликвидации двойной системы охраны военно-мемориального наследия Российской Федерации. Учитывая более сильные стороны государственной охраны объектов культурного наследия, целесообразно отдать предпочтение именно этой системе. 

Наиболее приемлемым вариантом могло бы стать признание государством (путем принятия Федерального закона, Указа Президента РФ) всех воинских захоронений защитников Отечества, памятных мест и сооружений, посвященных погибшим защитникам Отечества, жертвам войн и военных конфликтов – объектами культурного наследия местного (муниципального) значения.  Наиболее актуально сделать такой шаг в канун 70-летия Великой Победы (не надо забывать, что в советское время именно в канун крупных юбилеев целые списки объектов монументального искусства без всяких экспертиз становились объектами государственной охраны).  

Новые воинские захоронения, мемориальные сооружения должны автоматически получать статус объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в собственности муниципальных образований. В данном случае целесообразно установить принцип, который действует по отношению к мемориальным квартирам и домам. В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,  в единый государственный реестр объектов культурного наследия могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с которыми, прошло не менее сорока лет, за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц. 

Определение категории местного (муниципального) значения для военных мемориалов позволило бы муниципалитетам миновать процедуру определения категории государственной охраны через дорогостоящую государственную историко-культурную экспертизу. Понятно, что погибшие защитники Отечества заслужили по праву, чтобы их захоронения или памятники в их честь считались объектами, обладающими мемориальной ценностью, имеющими особое значение для истории и культуры муниципального образования, то есть объектами культурного наследия местного (муниципального) значения.

И не нужно забывать, как поступили с памятниками археологии.                     В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ            «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», их отнесли к объектам культурного наследия федерального значения. В данном случае не понадобилось никаких экспертиз для того, чтобы определить их категорию охраны.  

В конце научной статьи, как правило, не ставят риторических вопросов. Но вопросы напрашивается сами собой: и в чем же разница между могилами Героев СССР/РФ,  в чем разница между памятниками погибшим в Великой Отечественной войне, в чем разница между монументами павшим солдатам и офицерам в локальных конфликтах? И неужели нужно проводить историко-культурные экспертизы для того, чтобы подтвердить их особое значение для истории и культуры России?   

 

Список источников:

1. Минкультуры Украины поддержало борьбу с советскими памятниками [Электронный ресурс]: http://lenta.ru/news/2015/01/10/soviet/;

2. Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

3. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;

5. Поручение Президента Российской Федерации В.В.Путина от 31 июля 2013 г. № Пр-1832;

6. Текущий архив министерства культуры и внешних связей Оренбургской области: письмо Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина в адрес глав субъектов Российской Федерации от 12.07.2014 № РД-П4-5214;

7. Там же: письмо Заместителя Министра культуры Российской Федерации Г.У.Пирумова высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации от 26.09.2014 г. № 228-01-39/12-ГП;

8. При подготовке таблицы № 2 использовался: Сборник нормативных правовых актов о государственной охране и сохранении культурного наследия в Российской Федерации / сост. И.Н.Свириденко, В.А.Рубин. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. – 324 с.

9. Текущий архив министерства культуры и внешних связей Оренбургской области: статистические сведения управления государственной охраны объектов культурного наследия на начало 2014 г.; 


Comments