РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Отправлено 3 мар. 2015 г., 21:22 пользователем Vladislav Moiseev

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

                                                                                                                                                                    Исаян Г. В.

                                                                                                                Аспирант РАНХиГС при Президенте РФ (ВФ)


В статье проведен анализ основных подходов к исследованию миграционных процессов, сделан вывод о том, что в основе большинства из них лежит рассмотрение миграции как элемента социально-демографических, социально-экономических и социально-трудовых отношений. Обосновано применение управленческого подхода к изучению миграции, рассматривающего вопросы о том, кто и как осуществляет управление миграционными процессами и как максимально эффективно управлять миграционными потоками с целью оптимизации выгод от определенных видов миграции. Выделены и охарактеризованы функции миграционного менеджмента. Предложен сценарий реализации миграционной политики на региональном и государственном уровнях.

Ключевые слова: международная миграция, миграционный менеджмент, управление миграцией.

DEVELOPMENT OF MIGRATION MANAGEMENT AND RESEARCH MECHANISMS 

The analysis of the main approaches to research of migratory processes is carried out, the conclusion that at the heart of the majority of them consider migration as an element of the social and demographic, social and economic and social and labor relations lies is drawn. Authors provide an application of managerial approach to migration studies considering issues of who and how controls migration processes and how to operate migratory streams more effectively for the purpose of certain migration types optimization. Functions of migratory management are allocated and characterized. The scenario of migration policy realization at regional and state levels is offered.

Keywords: international migration, migration management.


Разработка миграционной политики на государственном и региональном уровнях, прогноз миграционных процессов и подготовка рекомендаций по регулированию миграционных потоков невозможна без исследования условий и механизмов миграционных процессов. В свою очередь, механизмы регулирования трудовых ресурсов оказывают существенное влияние на производительность общественного труда, что ведет к сглаживанию или, наоборот, диспропорции социально-экономического развития различных территорий в зависимости от проводимой миграционной политики.

Несмотря на кажущуюся легкость статистического изучения внешней миграции, на практике существуют трудности количественной характеристики зависимости миграционных процессов от других социально-экономических явлений. Сложность процессов миграции населения, многообразие причин, мотивов и последствий их осуществления способствовали появлению различных подходов к исследованию миграционного процесса и теорий международной трудовой миграции.

Наиболее полная классификация основных научных подходов в изучении миграции разработана профессором МГУ В. А. Ионцевым [2]. Его классификация включает 17 научных подходов в изучении миграции населения, содержащих 45 научных направлений, теорий и концепций. Основные подходы: экономический, социологический, демографический, миграционный, исторический, географический, политический, типологический, экологический, системный, этнографический, психологический, биологический, генетический, философский, юридический, методологический. Большинство подходов к изучению миграции представляют собой направления, в основе которых лежит рассмотрение миграции как элемента социально-демографических, социально-экономических и социально-трудовых отношений.

Анализ данных подходов к изучению миграции показал, что большинство из них представляют собой направления, в основе которых лежит рассмотрение миграции как элемента социально-демографических, социально-экономических и социально-трудовых отношений.

Следует отметить, что международная трудовая миграция – это одна из характерных черт современного экономического порядка. Рассмотрение трудовой миграции как одного из элементов, обеспечивающих этот экономический порядок, ставит вопрос о том, кто и как осуществляет управление миграционными процессами, о роли «миграционного менеджмента»  в общей системе социально-экономических и политических решений. В рамках существующих подходов такие вопросы исследованы недостаточно, что сказывается на качестве проводимой нашим государством миграционной политики. Неопределенные теоретико-методологические принципы, на которых она строится, делают ее непоследовательной и малоэффективной. В связи с этим предлагается дополнить существующие классификации научных подходов к изучению международной миграции управленческим (или менеджеристским) подходом [5].

Авторская позиция по вопросу применения предложенного подхода обоснована следующими обстоятельствами.

Во-первых, существует целый ряд социальных и политических проблем, связанных с миграционными процессами, с которыми государство не вполне может справиться, что само же и признает (п. 11, 12 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года). Во-вторых, необходимость разработки новых подходов к регулированию миграционных потоков признается и в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года в области миграции и расселения. В-третьих, из-за отсутствия эффективной миграционной политики, к миграционным процессам сложилось отношение как к «вызовам» и «угрозам». Это придает политике не превентивный, а реактивный характер: она в такой ситуации становится ответом на то, что уже произошло, а не реализует свой выгодный сценарий. Научные исследования, в которых миграционные процессы рассматривались бы в качестве объекта управления, способствовали бы, на наш взгляд, решению указанного противоречия.

При рассмотрении традиционного для российских исследований подхода к регулированию миграции и миграционной политики вопросы распределения власти и ресурсов между различными агентами и институтами, как правило, исключались: рассматривался только один субъект миграционной политики – государство. В рамках управленческого подхода можно провести анализ ресурсов, имеющихся в системе миграционного менеджмента, изучить, как они распределяются между субъектами миграции, кто, в чьих интересах и с помощью каких механизмов управляет миграцией на федеральном, региональном и локальном уровне. В состав специфических вопросов управления миграционными процессами целесообразно, на наш взгляд, включить те, которые связаны с конкретным видом миграции. К таким вопросам можно отнести:

  • сущность и методологические основы управления определенным видом миграции;
  • структура изучаемого миграционного процесса;
  • коммуникационные процессы и функции управления миграцией;
  • оценка эффективности управления и планирование конкретного вида миграции.

Исследование и управление миграциями неразрывно связано с систематизаций учета миграционных процессов. Учет миграции является одним из наиболее трудных видов сбора данных о населении. Традиционно основными источниками информации о размерах, структуре и направлениях миграционных потоков являются: текущий учет миграции, переписи населения, специальные выборочные обследования населения, различные списки и регистры населения.

Учет внутренней и внешней миграции может производиться разными ведомствами с применением абсолютно разной методики. Это приводит к малой сопоставимости данных или отсутствию такой сопоставимости вообще. В силу объективных причин проблемы миграционной статистики в настоящее время чрезвычайно актуальны. Развитие миграционных процессов, появление новых форм и видов территориальной подвижности населения предъявляют все новые требования к методикам определения объемов и состава миграционных потоков.

При реализации механизма учета и оценки миграций нельзя обойтись без разработки и совершенствования инструментария, который в первую очередь включает разработку критериев оценки миграционных процессов и программы их исследования. 

Следующим этапом изучения механизмов управления миграционными процессами можно назвать выделение функций управления миграционными потоками. Так как состав общих функций управления не зависит от объекта управления, то соответственно эти функции могут выполняться и по отношению к миграционному потоку, как объекту управления. Ряд авторов [3] выделяют пять функций менеджмента: планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Применительно к процессу управления миграционным потоком предлагаем заменить функцию мотивации функцией стимулирования. Кратко охарактеризуем особенности функций управления в системе миграционного менеджмента.

Планирование включает непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития международной миграции и ее отдельных категорий, определение средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределение ресурсов. Процесс планирования миграционных процессов независимо от вида планов включает три этапа: 1) постановку задачи планирования, 2) разработку плана, 3) реализацию планового решения.

В настоящее время миграционная политика РФ концентрирует свои усилия на решении текущих задач, оперативном управлении и краткосрочном планировании. Однако в современных условиях, если государство хочет извлечь из миграции максимум выгод, организация системы стратегического планирования миграционных процессов – жизненная необходимость.

Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер по адаптации к новым реалиям уже недостаточно. Для того чтобы усилить свои конкурентные позиции в борьбе за иммигрантов, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием. Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии. Это реакция миграционной политики на перемены, происходящие в обществе и экономике.

В управлении миграционными процессами можно опираться на следующие стратегические альтернативы.

  1. Стратегия расширения. Миграционная политика ориентируется на расширение (увеличение количества) миграционных программ и увеличение масштабов миграции.
  2. Стратегия стабилизации. Миграционная политика нацелена на постепенное наращивание улучшений в оперативной деятельности, продолжая работать в соответствии со своими целями.
  3. Стратегия сокращения. Активность миграционной политики направлена на сокращение миграционных программ, категорий мигрантов и масштабов миграции. Этот вид стратегии может быть принят во внимание как временная мера при решении специфического круга проблем.
  4. Комбинированная стратегия. Миграционная политика одновременно осуществляет какие-либо две или даже все три перечисленные стратегии. Так, например, можно выбрать стратегию расширения в тех регионах РФ, которые наиболее остро испытывают дефицит трудовых ресурсов, и стратегию стабилизации для тех регионов, где наблюдается естественный рост численности населения.

В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации конкретной миграционной программы. Функция организации направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей. Основными задачами организации в миграционном менеджменте являются:

  • формирование структуры миграционного потока;
  • разработка миграционных программ для различных категорий иммигрантов;
  • обеспечение функционирования миграционных программ ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, информационными).

Организация как функция управления в сфере миграции должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи функции организации создаются новые системы (миграционные программы) или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей. Основной показатель высокой организации управления миграцией – быстрая реакция на изменения факторов внешней среды.

Стимулирование подразумевает определение и создание условий, побуждающих определенные группы людей к миграции в рамках существующих программ. Функция стимулирования (мотивации) в миграционном менеджменте представляет собой определение и создание условий, побуждающих потенциальных трудовых мигрантов к процессу миграции в заданном направлении.

Контроль включает процесс обеспечения достижения цели, которая решается с помощью миграции. Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Он предполагает определение и документирование фактических показателей, и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов функционирования миграционных программ. Контроль включает также анализ отклонений от запланированных показателей.

Благодаря контролю миграционная политика имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль в миграционном менеджменте можно определить как процесс, при помощи которого миграционная политика обеспечивает достижение своих целей. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.

Координация как функция управления в миграционном менеджменте обозначает упорядоченное создание структуры (системы), которая призвана обеспечить распределение задач, урегулирование полномочий и ответственности органов государственной власти, регулирующих процессы трудовой миграции, и четкого структурирования всего процесса управления миграцией в регионе. Такой процесс направлен в первую очередь на создание эффективной системы выполнения задач миграционной политики, стоящих перед регионом. Предложенный подход к регулированию и управлению миграционными процессами позволяет реализовывать наиболее выгодный сценарий развития миграционной политики, а не являться реакцией на то, что уже произошло. Целью применения подхода является возможность сделать миграционную политику РФ превентивной, а не реактивной (какой она является в настоящее время), а нашей стране позволит извлекать из миграционных процессов больше выгод, чем проблем.

Проанализировав различные концепции развития страны с точки зрения ожидаемого демографического спада и, как следствия, дефицита рабочей силы, можно сформулировать два принципиально различных сценария развития событий.

Первый сценарий ориентирован на отказ от иммигрантов. Этот сценарий предполагает функционирование экономики в условиях сокращения численности населения и трудовых ресурсов. Поскольку трудовые ресурсы будут сокращаться стремительно, развитие трудосберегающих технологий не сможет происходить так же быстро, чтобы полностью или хотя бы в значительной части компенсировать это падение. Поэтому в таких условиях экономический спад представляется неизбежным, что повлечет за собой падение уровня жизни населения – снижение доходов и зарплаты, замораживание, а, возможно, и снижение пенсий, сокращение социальных программ. Для возмещения убыли трудоспособного населения придется прибегнуть и к таким непопулярным мерам, как резкое повышение пенсионного возраста, удлинение рабочего дня, относительное сокращение очного образования. Государство вынуждено будет сокращать как человеческие, так и экономические возможности поддержки институтов, обеспечивающих безопасность страны – армии имилиции, всей системы государственного управления. Следовательно, ясно, что отказ России от иммиграции угрожает серьезной социальной дестабилизацией, крайним обострением политической обстановки. Помимо этого, отсутствие иммиграции чревато снижением заселенности страны, сжатием заселенного пространства, сдвигом населения в центр и на юго-запад Европейской России [1].

Второй сценарий можно назвать сценарием замещающей иммиграции. Он предполагает сделать упор на привлечение иностранной рабочей силы, которая сможет обеспечить России устойчивый экономический рост. Согласно сценарию замещающей иммиграции приток рабочей силы сможет позволить обеспечить дальнейший экономический рост, а, следовательно, повышение уровня жизни, увеличение пенсий, более широкие возможности социального обеспечения, сохранение системы образования, поддержание в стабильном состоянии армии и милиции. Иммиграция также является необходимым условием укрепления целостности страны благодаря стабилизации населения вдоль российско-китайской границы. Но и этот сценарий не лишен рисков. Сопряженное с иммиграцией увеличение этнокультурного разнообразия создает предпосылки для усиления напряженности, возможно, и конфликтов на этнокультурной почве, активизации националистических движений, обострения политической борьбы.

Оба сценария являются скорее полярными, пригодными больше для теоретического анализа. Вместе с тем их противопоставление с очевидностью доказывает, что ориентация только на собственные демографические ресурсы – тупиковый путь. На этих предпосылках основан авторский сценарий развития, который предполагает приоритет миграционной политики направить на регулирование внутренних миграционных потоков с целью наиболее полного использования резервов трудовых ресурсов страны. При этом предлагаемый сценарий включает ограниченное привлечение внешних мигрантов.

Особенность сценария состоит в том, чтобы использовать научно обоснованный подход к управлению мобильностью местного населения, который должен включать государственную поддержку для стимулирования переселения внутренних мигрантов в регионы, где существует потребность в рабочей силе. Сценарий учитывает общую убыль населения и, соответственно, трудоспособного населения в России, что ведет к пониманию необходимости привлечении трудовых мигрантов из-за рубежа. Но такое привлечение необходимо жестко регламентировать с учетом особенностей рынка труда и демографической ситуации в конкретном регионе. Такое регулирование возможно путем увеличения численности иностранной рабочей силы в трудонедостаточных регионах, в случае невозможности привлечения внутренних мигрантов и снижения числа иммигрантов в регионах, где замещение свободных рабочих мест возможно местным населением при совершенствовании системы обучения и переквалификации. Для сохранения и развития научно-технического потенциала должны быть созданы благоприятные условия для привлечения зарубежных высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, применение управленческого подхода позволяет дать научное обоснование и разработать механизмы реализации сценариев реализации миграционной политики как на региональном уровне, так и на уровне государства. Предложенная концепция развития путем ограничения трудовой иммиграции с учетом наиболее полного использования внутренних трудовых резервов ведет к снижению безработицы во многих регионах и, как следствие, повышению уровня жизни российских граждан, при этом необходимое привлечение иностранной рабочей силы поможет восполнить естественную убыль населения страны и повысить ее потенциал.

Список литературы

1. Зайончковская Ж.А. Миграция в разном масштабе времени // Центр проблем вынужденной миграции в СНГ; Независимый исследовательский совет по миграции стран СНГ и Балтии. Науч. доклады. – М., 1999. – Вып. 1.

2. Ионцев В.А. Классификация основных научных подходов в изучении миграции населения // Миграция населения: Теория и практика исследования. Вып.1. – М., 2001. – С.18-34.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1995.

4. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. – Центр миграционных исследований. – М., 2007. – 370 с.

5. Неклюдова Н.П. Научно-методические подходы к исследованию международной миграции // Журнал экономической теории. – 2010. – № 4. – С.195-198.

Comments