Гражданское знание как основной компонент гражданского воспитания

Отправлено 26 февр. 2015 г., 21:44 пользователем Vladislav Moiseev

Семисотнова О.А., Бессарабова И.С. (Волгоград, Россия)


Гражданское знание

как основной компонент гражданского воспитания


В статье актуализируется роль гражданского воспитания для современного поликультурного общества. На примере России и США авторы показывают, что гражданское воспитание становится важным направлением образовательной политики демократического государства.

Ключевые слова: гражданское знание, гражданские действия, гражданское воспитание, гражданственность, демократия.


In the article the role of civic education is actualized in modern society. Taking Russia and the USA as the examples, the authors show that civic education becomes the main tendency in the education policy of the democratic society.

Keywords: civic knowledge, civic actions, civic education, civic consciousness, democracy.


В XXI веке огромное внимание уделяется проблемам формирования правового государства и гражданского общества, высшей ценностью которого являются права и свободы человека. Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают различные области общественной жизни, такие как политика, экономика, культура. Становление полноценного гражданского общества напрямую зависит от социальной активности и гражданской позиции подрастающего поколения нашей страны, от того, какими идеалами, знаниями и убеждениями оно руководствуется. В Концепции развития образования в РФ до 2020 года подчеркнуто, что российское общество нуждается в образованных, нравственных людях, способных самостоятельно принимать правильные решения в различных ситуациях, обладать чувством ответственности за судьбу страны, т.е. быть полноценными членами гражданского общества. Иными словами, проблемы гражданского воспитания молодежи приобретают сегодня все большее общественное значение.

Немаловажную роль в процессе формирования гражданского общества играют образование и воспитание как основа формирования осознанной гражданской позиции членов общества. В данном случае необходимым является формирование соответствия образовательного процесса и культурно-исторической ситуации, сложившейся в современном российском обществе к настоящему моменту. Актуальность гражданского воспитания подтверждается также словами из Послания президента России В.В. Путина Федеральному Собранию (2014), где говорится о необходимости создания условий для формирования и развития гражданского общества. Подчеркивается то, что школа, наряду с семьей, является основным социальным институтом, формирующим личность и приобщающим ее к культуре и ценностям, делающим ее цивилизованной и граждански образованной. 

Ряд исследователей, работающих над вопросами гражданского воспитания в России, считают, что гражданское воспитание представляет собой комплексное направление учебно-воспитательной работы, сочетающее в себе элементы правового, политического и нравственного образования (В.А. Болотов, Б.Л. Вульфсон, И.В. Дубровина, М.Н. Кузьмин, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков и др.). Следовательно, эта проблема далеко выходит за рамки какой-либо одной отрасли научного знания и носит поистине междисциплинарный характер. Более того, реализация задач гражданского воспитания определяется не только логикой движения отечественной научной мысли, уровнем духовности в обществе, реальными социально-политическими условиями, но и изучением мирового опыта в исследуемой области. 

В настоящей статье мы обратимся к опыту гражданского воспитания в США. Выбор страны обусловлен тем, что Россия и США являются поликультурными странами, где весьма актуальна проблема аккультурации, адаптации друг к другу представителей многочисленных культур, наций, рас, населяющих и прибывающих в страну. Будучи многонациональными, многоэтническими государствами, Россия и США испытывают на себе влияние культурно-информационных преобразований и миграционных процессов, происходящих в современном мире. 

В начале нового тысячелетия культурное многообразие можно назвать базовой ценностью российского и американского обществ, когда образование и воспитание нацелены на развитие личности, обладающей гражданскими навыками, творческим критическим мышлением, межкультурной компетентностью, социальным и глобальным видением.

Российская и американская системы образования значительно отличаются друг от друга, однако обе испытывают на себе влияние общемировых социополитических, экономических и культурных преобразований, происходящих сегодня. Поэтому, важно консолидировать усилия российских и американских педагогов, психологов, социологов, политологов и других специалистов в поиске конструктивных механизмов толерантного единения человеческих сообществ, их взаимопонимания и сотрудничества с целью сохранения культурного многообразия как необходимой тенденции развития человечества, основанной на признании национальной самобытности народов и полезности взаимообмена культурными ценностями между разными странами.

Исследование опыта гражданского воспитания в США представляет не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Его изучение и анализ актуальны для выявления наиболее ценных идей зарубежных ученых и определения возможностей использования элементов зарубежного опыта в решении сложной задачи подготовки молодежи к жизни в современном поликультурном мире. Подчеркнем, что речь не идет о механическом переносе западного опыта на российскую почву, так как между Россией и странами Запада существуют глубокие различия в разных сферах социальной жизни и общественного сознания. 

Анализ трудов американских ученых по проблеме гражданского воспитания позволил выделить гражданское знание в качестве важного компонента гражданского воспитания.

По мнению ряда исследователей, гражданское знание начинается с четкого понимания структуры правительства страны и процессов принятия законов политического творчества [1-4]. Как подчеркивает Дж. Бэнкс, воспитание гражданственности невозможно, если граждане не понимают фундаментальных понятий, таких как «демократия», «разделение полномочий», «федерализм», «частные права», а также «роль правительства» [3]. Поэтому для воспитания ответственного гражданина необходимо, чтобы школьники знали и умели анализировать исторические и политические события в стране, понимали направления государственной политики страны.

Результаты исследований ученых показывают, что обучение школьников на курсах по основам гражданственности повышает уровень гражданского знания учащихся [3-5]. По мнению сотрудников Центра Гражданского Воспитания (Center for Civic Education), данные курсы имеют положительное влияние не только на детей, но и на их родителей, которые совместно с детьми обсуждают материалы СМИ дома, обмениваются информацией и тем самым развивают гражданские знания [3]. 

Следует подчеркнуть, что гражданское знание стимулирует гражданское действие. Школьники, которые знают больше о правительстве, с большей вероятностью примут участие в голосовании, обсудят политику в отличие от их менее осведомленных сверстников.

Содержание гражданского знания предполагает ответы на пять ключевых вопросов, которые должны интересовать каждого сознательного гражданина:

1. Что такое гражданская жизнь, политика и правительство?

2. Каковы основы американской политической системы?

3. Как правительство, установленное конституцией, воплощает цели, ценности и принципы американской демократии?

4. Каково отношение Соединенных Штатов к другим странам и к международным проблемам?

5. Какова роль граждан в американской демократии? [2].

Как подчеркивают исследователи, представление содержания в формате вопросов является преднамеренным. Демократия - это диалог, обсуждение, совещательный процесс, в котором активно участвуют граждане. Вопросы предназначены для того, чтобы подчеркнуть, что этот процесс бесконечен, что это не что иное, как продолжающийся поиск новых и лучших способов понимания идеалов демократии [2].

Как считает Дж. Бэнкс, важно, чтобы у всех школьников была возможность рассмотреть существенные вопросы о роли правительства в гражданском обществе [4]. В поиске ответа на первый вопрос, а именно, «Что такое гражданская жизнь, политика и правительство?», учащиеся учатся самостоятельно формировать осознанные суждения о природе гражданской жизни, политике и правительстве; о необходимости правительства в стране; о целях, задачах и функциях правительства; об особенностях ограниченного и неограниченного правительства; о природе и цели конституции; об альтернативных способах организации конституционного правительства [5]. По мнению Ричарда А. Броуди, рассмотрение этого вопроса должно способствовать большему пониманию природы и важности гражданского общества, сложной сети свободно сформированных, добровольных политических, социальных, и экономических ассоциаций, которые являются важной составляющей конституционной демократии. Здоровое гражданское общество не только предотвращает злоупотребление или чрезмерную концентрацию власти в руках правительства, но и служит общественной лабораторией, в которой граждане учатся демократии [1].

Второй вопрос - «Каковы основы американской политической системы?» - нацелен на понимание исторических, философских, и экономических основ американской политической системы; отличительные особенности американского общества и политической культуры; ценности и принципы, являющиеся основой американской конституционной демократии, такие как частные права и обязанности, уважение общественных благ, верховенство закона, правосудия, равенства, правды, патриотизма, федерализма и разделения полномочий [6]. Поиск ответа на этот вопрос способствует глубокому пониманию ценностей и принципов, выраженных в таких фундаментальных документах, как Декларация Независимости, Американская Конституция и наиболее значительных решениях Верховного Суда. Анализ отчета Комиссии Соединенных Штатов по Иммиграционной реформе от 2012 года Конгрессу показал, что она рекомендовала обратить особое внимание на основные национальные документы, подчеркивая, что: «гражданские инструкции в государственных школах должны исходить из Декларации Независимости, Конституции, Билля о правах и Четырнадцатой Поправки» [6]. По словам ученых, акцент на идеалах в этих документах не является искажением американской истории. Уроки истории Соединенных Штатов, как уникального двигателя человеческой свободы, несмотря на ее ошибки, является обязательной фундаментальной частью преподавания основ гражданственности всем американцам [4-6].

Следует подчеркнуть, что знание идеалов, ценностей и принципов, сформулированных в основных национальных документах, служит достижению еще одной полезной цели. Эти идеалы, ценности и принципы являются критериями, которые граждане могут использовать при оценке целесообразности средств и методов, используемых правительством, а также различными организациями, которые являются частью гражданского общества.

Третий вопрос - «Как правительство, установленное конституцией, воплощает цели, ценности и принципы американской демократии?» - помогает гражданам понять и оценить особенности установленного ими механизма управления страной, и как результат, последующее разделение власти и полномочий [3]. Граждане, поддерживающие эту систему ограниченной и разделенной власти, уверены, что права граждан защищены, следовательно, они в большей мере способны поддержать органы управления различного уровня. Они также учатся ценить роль закона в американской политической системе и участия гражданина в принятии политических решений.

Четвертый вопрос - «Каково отношение Соединенных Штатов к другим странам и к международным проблемам?» - считаем важным, потому что Соединенные Штаты не существуют в изоляции; это - часть мира, все более связываемого международными отношениями. Чтобы формировать суждения о роли Соединенных Штатов в мире сегодня и о том, какой курс должна взять американская внешняя политика, граждане должны понимать главные элементы международных отношений, и как международные проблемы затрагивают собственные жизни, и безопасность. Граждане должны научиться лучше понимать роль главных международных правительственных и негосударственных организаций в жизни своей страны и всего мира.

Заключительный вопрос - "Каковы роли граждан в американской демократии?" - имеет особое значение. Как подчеркивают Н. Г. Ни, Дж. Джун и К. Стелик-Барри, гражданственность в конституционной демократии означает, что каждый гражданин - полный и равноправный член самоуправляемого сообщества, который обеспечен основными правами и обязанностями [4]. Граждане должны понять, что через их причастность к политической жизни и к гражданскому обществу, они могут помочь улучшить качество жизни в своих общинах и стране. Если они хотят, чтобы их голоса были услышаны, они должны стать активными участниками политического процесса. Хотя выборы и голосование являются главными в демократических институтах, граждане должны узнать, что и вне избирательной политики для них открыто множество возможностей. Наконец, они должны осознать, что достижение отдельных личных целей и общественных целей связаны с участием в политической жизни и жизни гражданского общества целом.

Делая вывод из вышеизложенного, подчеркнем, что постоянно меняющаяся обстановка в современном мире требует постоянного развития новых подходов в гражданском воспитании. Природа взаимоотношений между гражданами разных стран меняется с течением времени и под влиянием федеральных законопроектов и смешения культур. Гражданское воспитание это - важный компонент образования, который готовит граждан к активному участию в общественной жизни и демократии, учит их пользоваться своими правами и исполнять свои гражданские обязанности. Американские школы развивали свою гражданскую миссию с самых ранних дней существования республики. Свободное государство должно полностью зависеть от его граждан, и единственный способ вызвать серьезный интерес у подрастающего поколения к участию в жизни общества - это надлежащее гражданское воспитание. 


Список литературы

1. Anyon, J. Social class and school knowledge [Text]//Curriculum Inquiry.2013. 11(1).P. 3-41.

2. Apple, M.W. Ideology and curriculum [Text]. Boston: Routledge and Kegan Paul, 2012.

3. Banks, J.A. Citizenship education for a pluralistic democratic society [Text]// Social Studies. 2012. 81. P. 210-214.

4. Banks, J.A. Educating citizens in a multicultural society [Text]. New York: Teachers College Press, 2014.

5. Cary, L. The refusals of citizenship: Normalizing practices in social educational discourses [Text]//Theory and Research in Social Education. 2011. 29(3). P. 405-430.

6. Freire, P. The politics of education: Culture, power, and liberation [Text]. South Hadley, MA: Bergin & Garvey, 2014.

Comments